Сальса - это целый мир!

Увлечение сальсой - это не просто открытие для себя нового танца, сальса - это целый мир, яркий, интересный и гармоничный, открывающий всё своё многообразие на сальсатеках, но существующий и за их пределами. Наша цель в преподавании - показать ученикам максимальное количество граней этого мира.

Мир клубной латины – это:

Музыка

Пожалуй, один из наиболее весомых вкладов Латинской Америки в мировую культуру. В каждой стране, у каждой национальности, народности, есть "свой" музыкальный жанр, своя мелодия, свои инструменты, свой ритм, характер и настроение. Писать и говорить о латиноамериканской музыке можно бесконечно, важно помнить одно - она всегда искренняя. О чем бы ни пелось в данной конкретной песне - о радости или грусти, о счастье влюблённого или потере любимого, - это всегда с душой и по-настоящему, поэтому так важно в танце выражать и передавать эмоции, которые заложены в песне не только ритм-секцией, но также вокалом, общим рисунком мелодии, акцентом каждого инструмента. Именно этому мы стараемся научить, и именно в этом мы постоянно совершенствуемся сами.

Культура

В неё входит и испанский язык, который многие начинают изучать, чтобы лучше понимать тексты песен, и увлечение историей Кубы и её революции, интерес к пересечению культур и миграции населения в странах Латинской Америки.

Йоруба

Самая интересная и захватывающая часть мира сальсы, этим магическим словом кубинцы называют всё, что пришло к ним прямо из Африки. Также этим словом называют культ афро-кубинских верований со своим пантеоном богов, где каждому богу присвоен свой музыкальный инструмент, свой ритм, своя песня-молитва на языке лукуми и, конечно, свой танец. Боги называются Оришами, а их танцы - танцами Ориш. Удивительно переплетение с повседневностью, в которой, с одной стороны, для многих кубинцев это живая религия и живые верования, и танцы, соответственно, тоже живые молитвы, с другой, эти танцы и их элементы выполняются на танцполах всех континентов, просто потому, что это часть социального танца, часть сальсы.

Сальсатеки

дискотеки с латиноамериканской музыкой, на которых как раз и можно увидеть главное отличие мира клубных латиноамериканских танцев от других социальных танцев: в Латинской Америке для каждого настроения, каждой эммоции и каждого характера есть своя музыка, огромный музыкальный жанр со множеством исполнителей и свой стиль танцевания:

Однажды на конференции разговорились с парой бразильских аспирантов. Я им, мол, люблю латиноамериканскую музыку, танцы, сальсу танцую, вот, говорю, слышал, у вас боссанова - настоящая бразильская музыка. А танец под неё есть? Ребята рассмеялись. У нас, говорят, в каждой деревне есть своя национальная музыка, инструмент, танец, что угодно. Боссанову мы, конечно, все любим, но ей и самбой многообразие бразильской музыки не заканчивается, а начинается. Спустя полчаса подошел их профессор с большим кофром, достал гитару, они втроем залезли на сцену и стали петь.

Реггетон - дерзкий и актуальный, зародившийся в 70-е годы в Панаме, взорвал западные чарты в 2004 и мгновенно распространился по всем дискотекам мира. Журналисты окрестили его самым сексуальным танцем 21 века, а на Кубе музыку реггетона смешали с традиционными народными инструментами, с музыкой сальсы, тимбы, сона, в результате чего появилось новое направление – Reggaeton á lo Cubano, он же кубатон (cubaton). В танце движения реггетона незамысловаты, но при совмещении с хип-хопом дают термоядерную смесь!

Подробнее про реггетон можно почитать в материалах.

Бачата - нежная и чувственная, доминиканская бачата являет собой полную противоположность реггетону и, на наш взгляд, олицетворяет квинтессенцию гланвого принципа сальсы - объятий.

Самое сложное, чему приходится учить людей в парных танцах, – обнимание, ощущение пары, партнёра, растворение пары в музыке и следование ей – лучше всего передается именно в бачате. Музыка бачаты почти всегда медленная, плавная и лирическая, в танце основной акцент на чувствование мелодии и друг друга в близком контакте, а не на повороты и вращения. Помните медляки на школьных дискотеках? Бачата – эдакий медляк на сальсатеках. ;) Подробнее о бачате скоро в материалах, здесь же отметим, что в последнее время в Москве бачата стала настолько популярна, что по ней устраиваются отдельные фестивали, проводятся конкурсы, организуются специальные бачата-дискотеки.

Меренге - легкий и беззаботный, танец наполняет сальсатеки чистым доминиканским позитивом. Веселая музычка, простой ритм и элементарный базовый шаг, с одной стороны, делают этот танец идеальным для начинающих, с другой, - дают возможность многоопытным мастерам расслабиться и подурачиться в вволю. В нашей школе мы уделяем меренге первую половину занятия, поскольку именно на меренге легче всего выстроить правильную работу корпуса, постановку в паре, отработать ведение. Больше о танце написать особо и нечего, лучше посмотрите доминиканскую версию истории про Золушку:

Карнавальная конга, очень похожая для европейского слуха на меренге, однако отличающаяся по музыке, регулярно зажигает сальсатеки. Такой же простой ритм и шаг, как в меренге, подкрепляется простотой исполнения: люди встают рядом, один показывает, остальные повторяют, энергия, драйв, позитив! Если увидите на сальсатеке, смело присойдиняйтесь к танцующим, специальной подготовки не требуется:

Ча-Ча-Ча - традиционный кубинский танец, происхождение которого нам откопать не удалось. Понятно только, что своим распространением и известностью ча-ча обязана Monsieur Pierre, отправившимся в начале 50-х на Кубу в поисках чего-то свеженького, и вернувшимся в Лондон в 1952 году с этим танцем, который был немедленно включен в латиноамериканскую программу бальных танцев. В наше время оригинальная ча-ча осталась в первую очередь на Кубе и близка к мамбо, а по всему миру распространилась и стала популярна ча-ча-ча, как часть культуры танцевания стиля "Нью Йорк" (или "на 2").

Сон – исконно кубинский танец, предшественник сальсы и мамбо, сон появился в начале 20 века на стыке афрокубинской и европейской культур. Кубинские рабы наблюдали за европескими хозяевами, танцующими контрадансы, и подражали их движениям под свою музыку и свои инструменты. Как и другие кубинские танцы (румба, ча-ча-ча, сальса Нью Йорк, мамбо), сон исполняется с акцентами на слабую долю в музыке и подобно контрадансам отличается манерностью стиля танцевания и ровным вертикальным корпусом обоих партнёров, призванным выразить достоинство и положение в обществе.

Тимба/Румба – национальный кубинский танец, известный европейцам с 18 века, представляет собой танец-игру, в котором женщина соблазняет, дразнит и провоцирует партнера, а мужчина в ответ старается неожиданно атаковать партнёршу, изображая характерными жестами касание её паховой области (партнёрша в свою очередь закрывается). Если партнёрша не успела закрыться, атака прошла. Таково исконное значение танца - партнёрша соблазняет, партнёр же проявляет всю прыть для обладания ею. Оригинальная кубинская румба играется в первую очередь на барабанах, однако во второй половине ХХ века развилось новое направление кубинской музыки, называемое тимбой и совмещающее в себе многие традиционные музыкальные инструменты, а также музыку румбы, гуагуанко, сона и песен сантерии. В 90-х годах появилась тимба, как танец, сочетая в себе классическую кубинскую сальсу касино с кубинской румбой. Именно такое танцевание румбы можно встретить на сальсатеках.

Руэда -придуманная в Гаване в районе 1960 года карнавальной труппой Guaracheros de Regla, является круговым вариантом танцевания кубинской сальсы. Пары становятся по кругу, один парнёр - кантор - выкрикивает (хороший кантор обязательно еще и показывает жестами) команды по ходу танца, остальные одновременно за ним повторяют. Команд очень много, в оригинале они на испанском, но пытные педагоги часто придумывают свои, и они могут быть уже на любом языке.

Хорошая руэда всегда является украшением сальсатеки, энергетическим центром танцпола и возможностью представителям разных школ, городов и стран потанцевать вместе друг с другом, такой универсальный язык сальсатеки.

Мы указали здесь только те танцы, которые наиболее часто можно встретить на сальсатеках нашей страны, но это далеко не всё, что включает в себя понятие Мир Сальсы. Есть также зук, пачанга, осенью 2010 года появилась кизомба, которую Оливер Пинеда привез на Первый московский сальса конгресс. А еще пока не набрали популярность старые, переживающие новое рождение бугалу, бомба.

Главное, что хотелось здесь передать, - представление о том, что фраза "я пойду вечером танцевать сальсу" означает не привычный многим поход на дискотеку, а погружение (пусть, порой бессознательное) в отдельный мир со своей культурой, историей и традициями.

Школа танцев Boombox