Тумба франкеса (tumba franceza)

Тумба франкеса (tumba francesa) – стиль музыки и танец, завезённый в восточную часть Кубы французскими эмигрантами с Гаити (и их рабами) во второй половине XVIII века. Тумба франкеса возникла из сочетания музыки Западной Африки (в основном, Конго и Дагомеи) с французскими салонными танцами.

В связи с революцией на Гаити с 1791 по 1804 год на Кубу эмигрировало множество французских поселенцев, которые осели, в основном, в восточных провинциях Гуантанамо и Сантьяго-де-Куба, причём среди прибывших были как французские колонисты, так и рабы – вывезенные из Африки и гаитянские креолы.

Рабы обычно бывали заняты в сельском хозяйстве – в основном, на работах, связанных с посадкой и сбором кофе, и, тем не менее, переняли у своих хозяев некоторые «аристократические манеры». В частности танцы чёрных рабов в XVIII-XIX столетиях испытывали некоторое влияние французского контраданса. Сначала новый танец исполнялся на празднествах, приуроченных к сушке кофе, затем появились специальные праздники, которые их участники называли «французскими» - тумба франкеса.

Публику на этих праздниках пытались организовать по образцу «светского общества» - обязательно выбирался распорядитель торжества, который носил титул «король» или «президент», а, кроме того, «вице-президент» и «королева», которая руководила женщинами. Танцами распоряжался «майор» или «майора» площади, также был композитор или солист в роли «короля певцов», который руководил хором. И сам праздник, и музыка которая на нём играла, иногда назывались «связки» (букв. «прикосновение» - toque.

Всего в тумбе франкесе можно выделить 4 формы «связок».

El masón состоит из восьми пар и представляет собой форму, характерную для европейских салонных танцев, таких как котильон или контраданс, которые возникли в Англии, но затем получили распространение по всей Европе, особенно во Франции. В el masón используются две формы шага – базовый шаг с правой ноги и «половинный шаг», который используется в различных фигурах и при смене партнёров. Ещё один шаг, который называется «скольжением» (deslizado), выполняется без отрыва ног от пола короткими быстрыми движениями и чем-то напоминает шаг кубинской конги – т.н. arrollao.

El yubá считается следующей по важности связкой после el masón и выполняется одним или несколькими партнёрами по команде «майора» или «майоры». После выполнения этих фигур следует ряд свободных движений, которые могут включать перемену партнёров.

За el yubá следует el fronté, который исполняется отдельно первой парой и состоит из ряда коротких шагов, отмечающих акценты ударных инструментов в оркестре.

И, наконец, связка, которую la cinta в Сантьяго де Куба танцевали вокруг дерева, украшенного разноцветными лентами, представляет собой перемещение пар по указаниям «майора» или «майоры».

Одежда танцоров резко отличала участников тумбы франкесы от исполнителей прочих, часто африканских по происхождению, танцев того времени. Партнёрши стали одевать разноцветные длинные платья, тонкие шарфы и ожерелья, мужчины – белые рубашки и брюки; в целом отличительной чертой праздника стала элегантность, напоминающая салонные танцы европейцев.

Слово «тумба» конголезского происхождения и означает «веселье» или «праздник» на языке банту. Постепенно проведение праздников «тумба франкеса» привело к возникновению особых «союзов», которые объединяли музыкантов, певцов и танцоров. Одним из примечательных образцов подобных сообществ было, например, «Общество Тумба франкеса Лафайет» (Sociedad de Tumba Francesa Lafayette), названное в честь знаменитого полководца Жильбера де Ла Файета и организованное 22 февраля 1862 года. В 1905 году этот союз сменил название на Sociedad de Tumba Francesa La Caridad de Oriente.

В 2003 году тумба франкеса была внесена в список явлений культурного наследия Кубы.

Школа танцев Boombox