Социальный танец (social dance)

Термин «социальный танец» (social dance) фигурирует в работах англоязычных исследователей, начиная с 60-х годов XX столетия.

Как правило, это понятие включает группу очень разных хореографических направлений и музыкальных стилей, объединённых общей целью - общением партнёров в непринуждённой обстановке танца (в противоположность главенству хореографической и соревновательной составляющих спортивных и постановочных танцев).

В принципе, классификаций танцев очень много, и в зависимости от страны, времени и составителей, список социальных танцев может меняться.

Могут меняться и критерии: например, иногда термином social обозначают только парные танцы, а иногда - только импровизационные. Мы оставим эти дебаты высоколобым "экспертам" и будем отталкиваться от общения. Для нас social - это всё, где люди встречаются, тусуются и общаются. Соответственно, в первую очередь - это парные латиноамериканские танцы (сальса, бачата, меренге, зук, кизомба, др.) и сальсатеки, аргентинское танго и милонги, всё мнообразие свинговых танцев, хастл. Также сюда можно отнести исторические и ирландские танцы, которые хоть и танцуются по заранее выученным схемам (почти без импровизации), тем не менее служат поводом для людей собраться на бал, пообщаться и потанцевать, а не показать себя со сцены либо посоревноваться в мастерстве.

В США к числу социальных относят также ряд специфически распространённых там жанров – таких как хаус-дэнс, стрит-дэнс, сквэр и др.

Интересно, что в России и в США различаются часто взгляды на традиционные - спортивные - бальные танцы. В Соединённых Штатах соревновательные виды не имеют такой популярности в среде танцоров-любителей, как в Европе и странах бывшего СССР и наряду с профессиональными шоу, там распространены конкурсы Pro-Am (смешанные пары, где один - профи, другой - любитель). Поэтому в англоязычных классификациях нередко можно встретить ситуацию, когда бальные танцы включены в перечень видов соушл, но при этом social dance в целом противопоставляется «соревновательным танцам» (competitive dance) как «виды танцев, различные по цели».

Любопытно проследить также употребление термина social dance в исторической перспективе. Например, энциклопедия Britannica описывает им европейские придворные танцы (court dances), а также более поздние испанские салонные танцы (los bailes de salon), при этом решительно противопоставляя первые народным танцам (folk dances), элементы которых, они, тем не менее, вобрали. Таким образом, мы видим, что понятие social dance может быть применено к таким бытовавшим в исторической перспективе танцевальным формам, которые мы рассматривали бы в первую очередь не как религиозные ритуалы или произведения профессионального хореографического искусства, но как средство общения и времяпрепровождения, специфически распространённое в отдельных группах общества, а также навык, владение которым предписывал представителям определённых социальных кругов светский этикет.

Специфическими чертами, которые кардинально отличают social dance от сценических и бальных танцев является отсутствие стабильных пар – когда танец может быть исполнен с любым партнёром, - а также отсутствие заранее заученного хореографического рисунка, что придаёт всему танцу характер сиюминутной импровизации. Импровизационный характер танца, в свою очередь, выводит на первое место среди необходимых умений навык ведения и, шире, проблему взаимодействия, общения партнёров в паре, а также то, насколько характер их движений соответствует характеру исполняемой музыки.

Исторически сложилось так, что популярность отдельных видов социальных танцев, - таких как танго, фокстрот, вальс, - которая имела место в СССР в 30-60-е гг. XX столетия, со временем практически сошла на нет. Однако в настоящее время (с конца 1990-х – начала 2000-х гг.) наблюдается новая волна популярности соушл, причём широкое распространение приобретают неизвестные ранее и сравнительно молодые жанры (различные виды исторических, ирландские танцы, сальса, кизомба и др.)

Школа танцев Boombox