Сантерия (santeria)

Сантерия для мира сальсы - это религия танцующих богов

Сантерия (Regla de Ocha, La Regla Lucumi, Lucumi) - афрокарибская религиозная традиция, основанная на верованиях нигерийского народа Йоруба (племя, проживающее на территории Нигерии, а также Бенина, Ганы и Того), и других племён, контактировавших с Йоруба: Дагомеи (Dahomea), Конго (Congo). Сантерия представляет собой синтетический культ, возникший из смешения верований Йоруба с элементами католицизма. Сам термин, дословно переводимый как «святость» или «путь святых» первоначально возник как насмешливо-уничижительный: с его помощью испанцы обозначали имевшее место в среде чернокожих рабов «неправильное», «чрезмерное» почитание святых, природы которого они не понимали.

Основу сантерии составляет вера в существование оришей – духов стихий, которые со временем стали пониматься, как их создатели. Во главе сантерийской иерархии находится бог Олудумaре или Олорун (Olodumare или Olorun) – создатель всего сущего, повелитель небес. Ниже располагаются ориши – создатели и духи отдельных стихий, воспринимаемые как отдельные аспекты, эманации Олудумаре, воплощающие духовное в материальном. Люди контактируют с оришами при посредничестве жрецов – как мужчин (олориша), так и женщин (ийялориша); жрецы вступают в контакт с божествами при помощи ритуальных танцев и экстатических церемоний ini, жертвоприношений эбо, а также молитв и ритуальных песнопений орики , сопровождающихся ритуальным боем барабанов. При этом каждый жрец может обращаться только к «своему» оришу, а каждый ориш имеет свою мифологическую историю патаки, свой набор священных стихов оду ифа, свой набор символов и ритуальный цвет. Посвящение жрецов происходит путём специального обряда инициации.

Помимо Олудумаре и оришей в сантерийскую иерархию входят также предки ныне живущих людей эгунгун, сами люди, растения и животные, и неживая природа. Весь мир связан воедино при помощи энергии аче.

Таким образом, мир в сантерийском понимании представляет собой сложную систему, где человек, с одной стороны, сам является носителем духа сознания ори, который определяет его судьбу, с другой – имеет общение с оришами через целую иерархию жрецов, с третьей – вписан в мир окружающей природы, так как употребление различной пищи может использоваться, например, для снискания благосклонности ориша. В довершении всего, в Новом Свете, где соблюдение традиционных африканских обрядов преследовалось испанскими властями, сантерийские божества стали обозначаться с помощью различных христианских святых: так, например, Чанго обозначался с помощью св.Варвары, а Олофи оказался синкретизирован с Христом.

Помимо своего культового значения, сантерия сыграла немаловажную роль в развитии кубинской музыкальной и танцевальной культуры. После революции 1959 года, когда кубинская музыка была объявлена национальным достоянием, в кубинской культуре стал происходить мощный процесс секуляризации (обмирщения). С этого времени музыка и танцы, ранее бывшие исключительно частью религиозных церемоний, на которых могли присутствовать только посвящённые, стали восприниматься как самостоятельная культурная ценность. В результате ритуальные инструменты стали часто использоваться в различных жанрах танцевальной музыки. А ритуальные танцы стало возможно воспринимать отдельно от религии – как самостоятельное сценическое действо, основанное на этнографическом материале. В подобном стиле работает, например, кубинская группа Yoruba Andabo. В настоящий момент мастерклассы по танцам ориш можно встретить на большинстве сальса-конгрессов, отдельные движения из этих танцев можно встретить в социальной сальсе на обычных дискотеках по всему миру.

Школа танцев Boombox