Реггетон - музыкальный стиль и танец

Что: музыкальный стиль
Происхождение: Панама 70-е
Распространение: Пуэрто Рико с конца 80-х - начала 90-х
"Отцы-основатели": El General и Nando Boom
Музыкальная основа (riddim): boom-ch-boom-chick, более известный как dembow по названию одноименной песни Shabba Ranks, записанной в 1991 г.
Танец: правильное название perreo (doggy style) daddy yankee

Реггетон (исп. reggaetón или reguetón) – новое музыкальное веяние Америк, Южной и Северной, которое все больше и больше покоряет мир. От Пуэрто-Рико и Панамы, до Венесуэлы, Колумбии, Доминиканской Республики, Кубы, Чили, Испании.. реггетон захватывает слушателей во всем мире, смешивается с роком, сальсой, поп-музыкой и другими стилями, звучит на многих радиостанциях и танцплощадках.

Реггетон уже осуществил то, чего так и не добились другие латиноамериканские музыкальные стили - такие как сон, мамбо, сальса, меренге, бачата: он не только полностью захватил умы молодых латиноамериканцев и латиноамериканок, но и приобрел значительную поддержку в мейнстриме американской культуры. Продажи от альбомов реггетона насчитывают сотни тысяч копий, ведущие артисты, такие как Daddy Yankee и Luny Tunes, выступают на лучших площадках городов мира (охватывая все более широкие массы).

Музыка реггетона состоит из таких мелодий и звуков, которые настолько привлекают молодое поколение слушателей, что движение становится беспрецендентным по размаху. Клубы американских и европейских больших городов, таких как Нью-Йорк, Майами, Лондон, Спрингфилд, Кэмбридж, Мадрид, Барселона, Милан, наполняются музыкой реггетона. Молодые латиноамериканцы записывают свои композиции и распространяют эту музыку на местной и региональной сцене, выпуская mp3-диски, распространяя болванки с музыкой по друзьям-знакомым и рассылая треки через Интернет...

Вместе с надеждами и мечтами новых Дон Омаров и Ivy Queen стоят надежды и мечты рекорд-лейблов, знатоков музыки и других любителей ухватиться за возможность заработать деньги на новом феномене. С Daddy Yankee, уже являющимся главной коммерческой силой компании Universal, и дебютным альбомом Tego Calderón'а на Atlantic Records, реггетон обещает приобрести по-настоящему огромную музыкальную и культурную силу.

Немного из истории реггетона

Перед тем как реггетон приобрел свое имя "реггетон", звук поколения Латинской Америки носил другие названия: "испанское регги" (или 'reggae en Espanol'), humbler, melaza и underground. Путешествуя по разным кругам, эта популярная музыка быстро распространялась по латиноамериканским и североамериканским уголкам мира.

В 60-70х годах реггетон (вернее, примеси регги и хип-хопа) пришли в Пуэрто-Рико и Панаму также быстро, как и с течением времени они достигли Нью-Йорка и Лондона.

В случае с Панамой, которая утверждает, что реггетон - это ее дитя (поскольку многие афро-панамцы - потомки ямайских мигрантов, тех, которые строили Панамский Канал и напевали свои прилипчивые мелодии, привезенные с родины), исполнение и запись регги по-испански начались уже в 1970х годах.

El GeneralNando BoomК концу 80-х - началу 90-х панамские артисты, такие как Nando Boom и El General (рассматриваемые многими как отцы реггетона) производили настоящий бум, адаптируя последние новинки танцевального регги для латиноамериканской аудитории, свободно или дословно переводя лирику, а часто напевая те же самые узнаваемые мелодии оригинальных ямайских риддимов. Самые известные хиты El General'а - "Muevelo" (1991), "Tu Pum Pum" (1988), "Rica y Apretadita" и "Te Ves Buena". В 1992 году El General получил главную премию канала MTV за лучшее латиноамериканское видео -"Muevelo" - которое имело огромный успех.

 

Группа Nando Boom'а, образованная в 1985 году, была успешна с самого начала. Их первый сингл 'My Woman Thus Speaks' побила все рекорды по продажам в Панаме. В 1992 г. группа получила Caracol, главный приз колумбийской национальной премии, а в 1994 получила приз Stefano, в Майами. Другие популярные песни Нандо Бума - "A Danzar" и "Esa Chica Me Vacila" - до сих пор одни из самых главных песен, которые ставят в ночных клубах Латинской Америки.

Примечательно, что Нандо Бум своим танцевальным поведением (с вилянием бедер) изменил тот стиль, которым танцевали люди с середины 90-х годов, и который теперь характеризует реггетон-слушателей.

В Пуэрто-Рико ямайские кальки-переводы популярных дансхол песен также имели большой успех. Танцевальное регги быстро прижилось благодаря стараниям ямайских ди-джеев (Shabba Ranks, Cutty Ranks, Chake Demus & Pliers). Особенно помогла композиция Bobby Digital'а 'Dem Bow', которая положила начало тому, что позже стало называться "реггетон" (какое-то время испанское регги в Пуэрто-Рико даже носило название "Dem Bow".)

Особенно помог выход в 1991г. альбома Shabba Ranks под названием "Just Reality": именно на этом альбоме спродюссированным Бобби Digital Диксоном впервые появилась песня 'Dem Bow', которая положила начало тому, что позже стало называться "реггетон" (какое-то время испанское регги в Пуэрто-Рико даже носило название "Dem Bow".)

Vico-C

В 80-х годах, пуэрто-риканский рэппер Vico C записывал на своем родном континенте испано-язычные ленточные хип-хоп кассеты, где смешивал регги и хип-хоп. Эти записи, а позже - альбомы (принесшие ему мировую известность, к примеру, альбом «La Recta Final»), пользовались огромной популярностью и помогли развитию раннего звука реггетона, за что ему можно отдать должное.

В 93-94гг. начали организовываться дискотеки хип-хопа и регги, которые назывались 'The Noise' (Шум), где молодые люди, выросшие на рэпе старой школы от Vico C, отрывались на танцполе под инструментальные ритмы самых известных песен США этой эпохи. Стали выпускаться сборники 'The Noise' (The Noise 1, 2, 3,4, 5, 6..), 'Playero 37' (по имени DJ Playero, самого известного продюсера андеграунда того времени), которые были популярны в Пуэрто-Рико и Доминиканской Республике. Один из них (а именно, 'Playero 37') принес известность Daddy Yankee, который сейчас является, пожалуй, самым известным исполнителем реггетона.

С возрастающей ротацией данном музыки на радиостанциях и в клубах, парочка оглушительных хитов - это все, что требовалось реггетону, чтобы ввести его в мейнстрим. Одним из таких хитов стала песня 'Gasolina' Daddy Yankee, ставшая чем-то вроде молодежной анафемы, которую никто не мог ни игнорировать, ни избежать, и с которой Дэдди Янки объехал в итоге полмира.

Другим артистом, привнесшим свой особый вклад в развитие и популяризацию реггетона, особенно в Европе, является Дон Омар (Don Omar). Его синглы "Pobre Diabla" и "Dale Don, Dale" были весьма популярны в свое время, а альбом "King of Kings" (2006) стал самым известным альбомом реггетона в музыкальных чартах США, заняв 1-е место на Top Latin Albums и 7-е в чарте Billboard's 200.

Среди других артистов того раннего периода следует отметить следующих: Don Chezina, O.G.Black & Master Joe, MC Ceja, Baby Rasta & Gringo, Lito y Palaco.

Многие сегодняшние известные исполнители, такие как доминиканский дуэт Luny Tunes & Noriega, впервые появились на реггетон-сцене в 2003 и альбомы 'Mas Flow', 'The Last Don' и 'Las Gargolas' расширили популярность реггетона среди латиноамериканцев и жителей США.

В 2004 реггетон завоевывает Штаты и привлекает внимание "западных" стран. Основными "влияющими факторами" можно назвать N.O.R.E., Daddy Yankee, Don Omar, Alexis y Fido, Angel & Khriz, Nina Sky, Nicky Jam, Zion y Lennox, Rakim & Ken-Y, Voltio, Calle 13, Hector El Father, Ivy Queen, Wisin & Yandel, Tito el Bambino и Tego Calderón.

Don Omar

Следует отметить, что реггетон начинался в первую очередь как жанр мужских исполнителей. Но со временем постепенно начали появляться и женские группы (Ivy Queen, Mey Vidal, Adassa, La Sista, Glory).

Если следовать дальнейшей истории реггетона в его завоевании мира, то в скором последовали всевозможные покорения музыкальных чартов (к примеру, в 2004г. в десятке лучших альбомов Billboard'а четыре были альбомами реггетона), а также началось подписание контрактов с мега-лейблами музыкальной индустрии ( Universal Music, Sonny BMG, Atlantic Records, Warner Music).

Реггетон: музыка и лирика.

Название "реггетон" (или reggaeton) происходит от двух его главных элементов-составляющих - регги (reggae) и тон («el ton» (тон) - именно так в Панаме называют. Самой заметной чертой реггетона, в музыкальном плане, является его сильный ритмичный такт. Многие звуки - электронно синтезированы. Простые мелодии могут строиться из клавиш, электрических гитар и других электронных инструментов. Многие формы электронной танцевальной музыки (techno, house, hip-hop, merengehouse), а также мягкие латиноамериканские ритмы (bachata, bolero, salsa, merenge и их под-жанры - romantikeo, bachateo, salsaton) привнесли свой вклад в музыку реггетона. В чем-то этот стиль схож с хип-хопом, к примеру, в нем часто можно встретить речитатив, а также хуки (hooks, цепляющие элементы), которые встречаются на протяжении всей песни.

Мало кто знает, что реггетон - больше традиционная музыка, нежели современная. Бомба (Bomba) и Плена (Plena) - два традиционных жанра пуэрто-риканской фольклорной музыки, которыми пропитаны сегодняшние реггетоновские песни.

Эти две формы имеют различные истории и звучание. Плена - это повествовательная песня, часто описывающая горести людей, живущих на побережьях Пуэрто-Рико. Основное внимание здесь уделяется лирике, главными инструментами выступают тамбурины, бубны, гуиро. Бомба - это не повествовательный жанр, а танцевальный, и идет как аккомпанемент для танцоров; в нем ударные соединяются со звуками маракасов.

Несмотря на свою популярность, реггетон остается сражающимся за свою нишу в музыкальном стиле явлением. Это не хип-хоп, не рэп, не регги, не поп-музыка, и даже не латинская музыка, как утверждают некоторые.

Являясь в первую очередь клубной танцевальной музыкой, реггетон в качестве первых объектов внимания ставит женщин, тусовки, секс. Другие темы могут включать: танцы, наркотики, проблемы в жизни, любовные истории, короткие анекдоты из рэпперской жизни. Иногда описания сексуальных актов и женских тел сочетаются с ненормативной лексикой и скользкими намеками/темами. Реггетон принижается многими критиками, среди которых и рок-журналисты, и ценители регги, и хип-хоп деятели, и высшие/средние классы пуэрто-риканцев, и любители латиноамериканской музыки. Все они открыто порицают реггетон, его повторяющиеся риффы, его вопиюще коммерческие релизы, но в первую очередь то, что он плохо влияет на морально-духовное развитие, поэтому отталкивает более взрослое поколение и оставляет в качестве основных слушателей более юное (по возрасту), и более низкое (по классу). Песни могут иметь много интерпретаций, потому что их значение не совсем ясно. И некоторые из них весьма метафоричны.

Сопровождающий музыку реггетон-танец, называемый perreo ("doggy style") рассматривался в прошлом (да и в настоящем тоже, более пуританскими наблюдателями) как похотливый, наглый, непристойный (а с таким названием можно представить, что из себя представляет это дерзкое "виляние бедер", по большей части изображающее сексуальные акты). Правительство Пуэрто-Рико даже пыталось запретить его в какое-то время, вместе со всей этой музыкой. Но так ничего и не добилось.

Бывали случаи, что, однажды голосуя против реггетона, спустя время эти же чиновники использовали данную музыку в своих же предвыборных компаниях, чтобы привлечь молодежь. Первоначально считалось, что реггетон - всего лишь проходящее модное явление, которое исчерпает себя так же быстро, как пробралось к славе.

Но, похоже, это не так. Реггетон продолжает завоевывать страны. Не только США, но и большую часть Европы, вместе с другими частями света. Реггетон "очищается" и подгоняется под стиль и аудиторию канала MTV, его артисты разъезжают с концертами по мировым столицам. Появляются реггетон-фестивали. Сальса-банды, рок-команды и латиноамериканские исполнители добавляют нотки реггетона в свои композиции.

И, несмотря на критику с разных сторон, реггетон здесь, чтобы остаться. Ведь в нем полно страсти и сексуальности, его тексты откровенны, музыка танцевальна и ритмична, он ярок и энергичен. А это именно то, что требует публика в наше время.

Школа танцев Boombox