Обатала (Obatala)

Обатала – в религии народности йоруба – ориша-создатель человеческого тела, которое потом, как считается, получило жизнь от дыхания другого ориши – Олоруна. Также Обатала является покровителем сознания, которое в религии йоруба обозначается метафизической категорией ori. Согласно верованиям йоруба, любой ориша может призвать человека, но до тех пор, пока тот не инициирован в жрецы этого ориши, его сознанием владеет Обатала. Это представление связано с верой йоруба, в то, что душа человека находится в голове.

    Рассказывают, что Обатала (король в белых одеждах) был вторым сыном Олоруна или же просто одним из его любимых ориш. Именно его, согласно мифологии йоруба, Олорун уполномочил создать землю над водой под небесами, и он же основал первый город йоруба – Ифе. Обатала, представитель Олоруна на земле, создатель человеческих тел, некоторым йоруба известен как ориша-Нла или Олуфон.

    В мифологии йоруба Обатала – самый старший из всех ориш – был наделён полномочиями создать землю. Однако прежде, чем он успел вернуться в рай и отрапортовать Олодумаре о выполненном поручении, его соперник и младший брат Одудува (<i>Oduduwa</i>) быстро создал землю посреди мирового океана. Между ними началась длительная усобица, которую символически повторяют каждый год на фестивале Итапа (Itapa festival) в Иле-Ифе, Нигерия. В конце концов, Одудува и его сыновья стали править, с неохотного согласия Обататала.

Из культовых драм фестиваля Итапа следует, что Обатала – это также умирающий и воскресающий бог. Он покидает посвящённый ему храм на седьмой день фестиваля, остаётся в своей роще за городом на восьмой и на девятый – возвращается к храму в составе большой процессии.

Согласно верованиям йоруба, Обатала является источником ясности – то есть, такой сущности, которая позволяет людям отличить правильные решения от неправильных.

Обатала иногда называют оришей белых одежд. Белый в связи с ним это, прежде всего, идеальный фон, который позволяет ясно и отчётливо разглядеть предметы такими, какие они есть на самом деле. При этом следует различать христианское понятие чистоты как морального качества от понимания чистоты и ясности как возможности различать весь круг вопросов и спектр энергий и вопросов, которое присутствует в религии йоруба. Обатала также часто изображается как мудрый старик – в таких изображениях возраст и мудрость также призваны символизировать чистоту и ясность суждения. Обатала иногда рассматривается как король оришас – и это не свидетельство эгоизма или борьбы за власть, но символ того, что ясность цели, судьбы или поведения всегда будут иметь приоритет над заблуждениями или существующими разногласиями.

Обатала часто изображается в разных обличиях, призванных символизировать ясность мышления, - старика или судьи, он также считается создателем мужчин. Есть предание, что однажды, напившись пальмового вина, Обатала создал людей-инвалидов, и с тех пор его считают их покровителем, называя людей с врождёнными уродствами eni orisa – буквально, «людьми Обатала». Тот же сюжет объясняет, почему люди, считающие своим покровителем Обатала, никогда не пьют пальмового вина.

В сантерии Обатала синкретизирован со образом Святой Девы Милосердной (Madonna della Misericordia).

Помимо кубинской сантерии Обатала известен также в бразильской религии кандобле.

Школа танцев Boombox