Лос Бан Бан (Los Van Van)

Хуан Формель (Juan Formell) и созданный им Los Van Van - самая суть современной кубинской музыки во всех её проявлениях

Лос Ван Ван (Los Van Van) – кубинский ансамбль, возглавляемый басистом Хуаном Формелем (Juan Formell), наиболее известная из кубинских музыкальных групп послереволюционного периода.

В 1967 Формель становится музыкальным руководителем чаранги Элио Реве (Elio Reve's charanga orchestra). Музыкальным стилем оркестра Реве того времени была смесь кубинского сона с роком поздних 60-х. Формель преобразовывает группу в «Чангуи’68», а затем, 4 декабря 1969 года, основывает новую, «Лос Ван Ван». В первый состав Лос Ван Ван входили Хуан Формель (руководитель, бас-гитара, вокал), Орландо Канто (Orlando Canto) (флейта), Рауль «Эль Юло» Карденас (Raúl "El Yulo" Cárdenas) (конги), Блас Эгуэс (Blas Egües) (ударные), Луис Марсилли (Luis Marsilli) (виолончель), Хосе Луис Мартинес (José Luis Martínez) (электрогитара, вокал), Хулио Норона (Julio Noroña) (гуиро), «Пупи» Педросо (Pupy Pedroso) (клавишные), Мигуэль Ангель «Леле» Расалпс (Miguel Angel "Lele" Rasalps) (вокал), Уильям Санчез (William Sánchez) (электрогитара), Жерардо Миро, Хесус Линаре, Фернандо Лейва, Айвен Роча (Gerardo Miró, Jesús Linare, Fernando Leyva, Iván Rocha) (скрипки).

Из истории Los Van Van

Поначалу Формель весьма зависел от того направления, которое его группа унаследовала от оркестра Реве, в его композициях первых лет традиции кубинской румбы сочетались с гармонической основой, явно заимствованной из североамериканской поп-музыки, а общий стиль группы сам Формель называл сонго (songo).

В 1970-е ударником группы становится Хосе Луис «Чангуито» Квинтана (José Luis "Changuito" Quintana), который значительно расширяет формат сонго за счёт революционно новой техники конго и тимбалесов. Квинтана по праву считается самым влиятельным перкуссионистом последних десятилетий XX века. В 1974 году группа выпускает свой хит «Транзито» (Tránsito). В этом же году вокалист Педро Калво (Pedro Calvo) оставляет Оркестра Ритмо Ориентал, чтобы присоединиться к Лос Ван Ван. Калво становится голосом группы на два десятилетия, со временем в альбомы начинают включаться и его композиции, наряду с сочинениями «Пупи» Педросо, который со временем становится вторым композитором группы после Формеля.

В 1980-е Чангуито добавляет к звучанию группы тимбалесы, дополненные другими ударными. С 1984 Лос Ван Ван начинает приобретать беспрецедентную до того времени в кубинской музыке международную популярность.

Музыкальный стиль Los Van Van

Взяв за основу состав чаранги (флейта, струнные и ритм-секция), Лос Ван Ван добавили к своему звучанию тромбоны и были первой кубинской группой, использовавшей в своих композициях синтезатор и ударную установку. Изначально их звучание было смесью сон монтуно, румбы, североамериканской рок- и поп-музыки; позднее в него добавились элементы фанка, диско и хип-хопа.

Благодаря постоянному стремлению соотнести свой стиль с требованиями времени, после тридцатипятилетней истории существования Лос Ван Ван остаётся наиболее популярным среди кубинских ансамблей, исполняющих танцевальную музыку. В соавторстве с пианистом Цезарем «Пупи» Пердосо Хуан Формель создал наиболее интригующие для танцевальной музыки тесты; иногда это были стихотворные истории, продолжавшиеся на протяжение нескольких альбомов.

В 2000 году за альбом Van Van is Here ('Llegó Van Van') ансамбль был удостоен премии Грэмми. В 2010 году песня "A Cali" была признана одной из песен-победительниц конкурса 2009 Cali Fair, организованного в городе Кейли, штат Колумбия, известном как американская столица сальсы.

Дискографию группы можно посмотреть в википедии, а почитать про роль группы в становлении тимбы можно в нашей подробной статье про историю тимбы, а посмотреть чумовой концерт 2008 года можно прямо сейчас:

Школа танцев Boombox