Конги (congas) и основные ритмы сальсы: сон-клаве и румба-клаве

Конги - самый важный инструмент в перкуссии сальсы, без которого не обходится ни одна группа

Конга – высокий, узкий, одноглавый кубинский барабан. В отличие от большинства африканских барабанов, выдолбленных из цельных брёвен, конга имеет клёпки, как на бочке, что позволяет предположить, что изначально эти барабаны делались из выловленных бочек. Конга используется в афро-карибской религиозной музыке, а также является ведущим инструментом в афро-кубинской румбе. Помимо этого конги активно используются в сальсе, других жанрах современной латиноамериканской музыки.

Большинство современных конг имеют каркас из дерева или стекловолокна, и мембрану, натяжение которой регулируется с помощью винта. Высота типичных конг около 75 сантиметров (около 30 дюймов), таким образом, на них можно играть сидя. Также конги могут быть установлены на подставку, после чего на них можно играть стоя. Конги используются в наборах от двух до четырёх, играют на них пальцами и ладонями рук. Включение конг, произошедших на Кубе, в состав ансамблей, исполняющих народную и популярную музыку других стран, привело к терминологической путанице. На Кубе конги называют tumbadoras. Сам же термин конга происходит от названия музыкального ритма la conga, который исполнялся на барабанах во время кубинских карнавалов.

Существует пять основных приёмов при игре на конгах.

  • Открытый тон (tono abierto) играется четырьмя пальцами у края мембраны с произведением чёткого резонансного звука определённой высоты.
  • Приглушённый тон (tono ahogado) – удар производится четырьмя пальцами, как и при открытом тоне, однако кончики пальцев слегка прижимаются к мембране, чтобы приглушить звук.
  • Низкий тон (tono bajo) играется ударом ладони по центру мембраны.
  • Slap, или tono seco – наиболее сложная техника, при которой слышен отчётливый хлопок по мембране. При игре в быстром темпе и на коротких интервалах слэп называется floreo, назначение этого удара – воодушевить танцора.
  • Тач-тон (toque de punta), как следует из названия удара производится простым прикосновением ладони или кончиков пальцев к мембране. Иногда можно чередовать удары ладонью и пальцами, чтобы имитировать на конгах барабанную дробь.

Основными ритмами конги в афро-кубинской музыке являются marcha – основной ритм сальсы и сона, исполняемый обычно на одной-трёх конгах, а также весьма близкий к нему bolero, имеющий ритмическую схему 1-2-3 1-2 1-2-3. В ритуальной музыке сантерии и абакуа присутствуют также другие, более сложные ритмы, которые, к тому же серьёзно варьируются от провинции к провинции.

В афро-доминиканской музыке наиболее распространённым ритмом конги является ритм меренге, имеющий схему 1-2-1-2, или чуть более сложные; по сути это ритм тамборы, исполняемый на конгах. Свое происхождение ритм меренге ведёт из различных анимистических культов, которые имели распространение в среде рабов, вывезенных из Африки. В целом, ритмический рисунок конг в меренге типико более сложен и менее стандартен, он может варьироваться от простого удара на четвёртую долю до исполнения целых пассажей.

В афро-колумбийской музыке на конгах исполняется ритм кумбии – медленный и имеющий схему 1-2-2-1. Конги также используются во многих жанрах и стилях кубинской и бразильской музыки – таких как пунта, реггетон, самба, босанова и даже в регги, фанке, go-go и других.

Конги различаются по видам в зависимости от размера:

супертумба (supertumba) имеет диаметр около 14 дюймов – 35,5 см;

тумба (tumba) – 12-12,5 дюймов (30, 5 – 31,8 см);

конга (conga) – 11,5 – 12,2 дюйма (29,2 – 30,5 см);

квинто (quinto) – около 11 дюймов (28 см);

реквинто (requinto) может быть меньше 10 дюймов (24,8 см);

рикардо (ricardo) может быть меньше 9 дюймов (22,9 см). Поскольку на этом барабане обычно играют, подвешивая его на плечевом ремне, он значительно короче и уже, нежели остальные.

Будучи ударными инструментами, конги, тем не менее, настраиваются. Делается это с помощью различных приспособлений, изменяющих натяжение мембраны. При использовании двух барабанов они, как правило, настраиваются в кварту. Использование большего количества конг открывает поле для экспериментов с настройкой, известно, что разные музыканты предпочитали создавать разные аккорды в звучании конг.

Школа танцев Boombox