Клаве (clave) - пульс латиноамериканской музыки

Клаве (clave) - пульс латиноамериканской музыки, основа подавляющего большинства современных кубинских ритмов, в первую очередь - сальсы и сона

Кла́ве (clave) — наверное первый музыкальный инструмент, появившийся на планете Земля: две палочки. Сейчас его происхождение связывают с Африкой, поскольку он до сих пор сохранился в традиции современных жителей этого континента и переселенцев оттуда, а также играет важнейшую роль во всей латиноамериканской музыке. Первые упоминания клаве, как музыкального инструмента, относятся к XVI-XVII векам и связаны с чернокожими рабами, которые делали клаве из обшивки кораблей.

О клаве

Как видно на видео выше, клаве представляет из себя две цилиндрических палочки твёрдого дерева, хотя в современном оркестре может быть выполнен также в виде полой пластиковой коробочки, прикреплённой к стойке барабанов. Музыкант, который играет на клаве, держит одну палочку в руке таким образом, чтобы ладонь создавала своего рода резонатор, а другой палочкой наносит по первой чёткие ритмичные удары, извлекая звуки высокого тона. На тональность и звук влияют не только сила удара, но и сила давление пальцев, округлость ладони.

Наибольшее распространение клаве получил в кубинской музыке: он ведёт (задаёт) ритм в таких стилях, как сальса, мамбо, сон и др. Важно отметить, что хотя клаве далеко не всегда присутствует в ансамбле в явном виде, его ритм всегда "подразумевается" в музыке. Наиболее известны традиционные кубинские ритмы клаве: сон клаве и клаве гуагуанко, но встречаются его разновидности и в других странах Латинской Америки, например, бразильский клаве или клаве колумбии.

Ритмическая секция клаве, как правило, подразделяется на две части: одна делает три удара, другая – только два. Обычно ритм начинается с трёх ударов, за которыми следуют два (клаве 3/2). В другом случае (когда за двумя ударами следуют три) речь идёт о клаве 2/3. Клаве всегда выдает два удара в одном такте, и три удара в другом. Для структурной ритмики клаве характерно, что два удара всегда звучат более сильно, ярко и выразительно, чем три удара. Это происходит потому, что 2 удара, тем самым, разрешают синкопированную неровность или напряжение, которое создают три удара. Когда в танце делается брейк на 2 и 6, меняется направление движения тела вместе с самым сильным ритмическим ударением.

Школа танцев Boombox