Бата (bata)

Барабаны бата в латиноамериканской музыке и афро-кубинской культуре

Барабаны батá (bata)— это три мембранофона с деревянным корпусом в форме песочных часов, имеющие на концах две мембраны разного диаметра, игра на которых осуществляется руками.

Изготавливают бата либо традиционным африканским способом выдалбливания из целого ствола дерева, либо современным — склеиванием из отдельных планок. С двух сторон бата натягиваются мембраны из тонкой кожи (например, козьих шкур). В традиционных бата они крепятся и натягиваются с помощью полосок кожи, в промышленной версии бата используется железная система крепления, разработанная для бонгов и конг. Эну (enú, "рот") — бóльшая мембрана, имеющая, соответственно более низкий звук. На ней играются открытые (open), заглушенные (muted) удары, и прикосновения (touch). Чача (chachá) — мéньшая мембрана. На ней играются слэпы (slap) и прикосновения. Играют на бата сидя, положив его на колени перед собой. По большей мембране обычно играют правой рукой, по меньшей — левой.

На Кубе ансамбль использует 3 бата: Оконколо (Okónkolo) — маленький барабан, который исполняет, как правило, строго фиксированный рисунок, выполняющий функцию ритмической поддержки. Фактически, это метроном в ансамбле. На этом барабане обычно играет наименее опытный барабанщик. Итотеле (Itótele) — средний барабан, его функция — "отвечать" большому барабану Ийа. Ийа (Iyá) — большой и, следовательно, самый низкий, "материнский барабан". На нем играет олубата — ведущий, самый опытный барабанщик. Ийа является солистом ансамбля. Существует много вариантов настроек бата; основное правило — тон чача каждого бóльшего барабана совпадает с эну следующего мéньшего.

Бата были завезены на Кубу из Нигерии вместе с африканскими рабами народности Йоруба, одним из объектов поклонениях у которых был Чанго (Шанго, Changa, Jakuta, Obakoso), повелитель барабанов. На Кубе бата стали широко использовать в ритуальной музыке, где количество барабанов в ансамбле сократилось до трёх (в Нигерии их обычно 4–5).

Бата играют значительную роль в религиозных церемониях сантерии, в которых барабанный бой является языком общения с богами, а чувство ритма ассоциируется с умением человека правильно "идти по жизни", то есть совершать нужные действия в нужный момент. Барабаны в сантерии воспринимаются как семья, где каждый имеет собственный голос и собственные возложенные на них обязанности, при этом покровителем каждого из видов бата является отдельный сантерийский "бог" ориша - покровителем оконколо является Чанго, итотелеОчун, а ийа — Иемайя. Помимо этого считается, что каждый барабан обладает собственной «душой» анья (añá), которая «вкладывается» в новоизготовленный бата во время специального ритуала, «рождаясь» от «душ» других бата, уже прошедших посвящение. Известны случаи, когда из Нигерии специально перевозили añá, при этом изготавливая новое «тело» барабана на Кубе.

До социалистической революции 1959 года игра на барабанах Бата происходила в закрытых ритуалах, куда приглашались либо посвящённые (инициированные), либо посвящаемые. Однако, после революции кубинская музыка была объявлена национальным достоянием Кубы и были созданы коллективы (например, Conjunto Folclorico Nacional de Cuba), изучавшие традиционную (главным образом, религиозную) музыку. Это, безусловно, встретило недовольство "посвящённых" барабанщиков. Несмотря на то, что со временем музыка бата стала общественным достоянием, до сих пор принято разделять барабаны, используемые для религиозных церемоний (фундаменто (fundamento)) и «мирские» (аберикула (aberíkula)).

Школа танцев Boombox