Румба афро-кубинская

Румба – в кубинской музыке этим термином обозначают целый ряд ритмов и родственных друг другу танцев. Основу кубинской румбы составляет музыка африканских рабов, вывезенных на Кубу испанскими завоевателями. Главным образом румба развивалась в провинциях Гавана и Матанзас, часто преследовалась властями как опасная и непристойная.

Кубинская румба полностью отличается как от одноимённого бального танца, так и от африканского стиля популярной музыки с тем же названием. Кубинская румба развивалась в сельских районах, а в последнее время испытывает ощутимое влияние джаза и хип-хопа.

Основу ритмического рисунка румбы составляет пятиударный ритм клаве. Нередко музыкальное сопровождение начинается с незначащих звукосочетаний (так называемых, dianas), распеваемых солистом, который затем может перейти к стихотворной импровизации, так или иначе связанной с обстоятельствами исполнения каждой отдельной румбы. Основу стихотворной формы составляют строфы из десяти строк, так называемые decimar. Иногда вместо стихотворной импровизации солист переходит к исполнению какой-либо известной песни, но при этом может использовать варианты текста.

Выделяют три вида кубинской румбы – ямбу, колумбия и гуагуанко (последний стиль приобрёл наибольшую популярность, он лёг в основу множества известных композиций, таких как «Quimbara» Селии Крус).

Румба гуагуанко отличается от ямбу более оживлённым темпом, а также более откровенными, «флиртующими» движениями партнёра и партнёрши, роли которых можно условно обозначить как «петух» и «курочка». Партнёрша дразнит и увлекает партнёра, но одновременно и «уклоняется», в то время как партнёр пытается «застать партнёршу врасплох» с помощью специального движения вакуна (vacunao) – выброшенного в сторону партнёрши платка, движения рукой, ногой или тазом, символизирующего любовную связь. «Защищаясь», партнёрша может закрываться руками или драпировать бёдра юбкой, как бы отводя от себя сексуальную энергию партнёра. Весьма вероятно, что гуагуанко заимствовал идею вакуна из танцев юка (yuca) или макута (macuta), которые были перенесены на Кубу выходцами из племён народности банту.

Музыкальное сопровождение румбы гуагуанко включает солиста, который распевает импровизируемые тексты и группу ударных, исполняющую три связанных между собой ритмических партии. Один или два барабанщика играют повторяющиеся ритмические фразы ostinato на конгах, ещё один барабанщик играет с помощью двух палочек, называемых palitos, и, наконец, ещё один музыкант, или же сам певец-солист, отбивает стандартный для румбы ритм клаве. Обычно игра ударной секции продолжается до тех пор, пока солирующий певец не подаст другим поющим сигнал к повторению рефрена (могут исполняться двумя группами певцов поочередно – в форме своеобразной переклички друг с другом). Далее следует сигнал к исполнению следующей части композиции, который адресован одновременно музыкантам и танцорам, занятым исполнением своей игры между «петухом» и «курочкой».

Румба колумбия – быстрый энергичный танец со счётом на 6/8, может исполняться под ритмическое сопровождение, отбиваемое по лезвию мотыги или в колокольчик. Считается, что румба колумбия возникла либо в небольших деревушках в сельских районах Кубы, либо в предместьях больших городов, откуда начали своё распространение стили кубинской румбы. Отличительной особенностью этого стиля является танцор-солист - обязательно мужчина, - вступающий в своеобразное состязание с ударной группой, особенно с исполнителем, играющем на самом маленьком барабане quinto. В то время как музыканты отбивают сложные ритмы, танцор исполняет столь же сложные, иногда акробатические па. В другом варианте под аккомпанемент барабанов может разворачиваться соревнование в ловкости, силе и даже чувстве юмора между двумя танцорами. Все эти структурные особенности позаимствованы румбой колумбия из кубинского мужского боевого танца El Juego de Maní, имеющего общее происхождение с бразильским боевым искусством капоэйра. В то же время румба колумбия заимствовала множество движений из танцев Конго, из испанского фламенко, а с недавних пор также из брейкданса и хип-хопа.

Школа танцев Boombox